Кино с оттенком политики и душком арт-хауса |
Александра ПОБЛИНКОВА, тоже немного того |
08.04.2013 |
В Доме Кино начали показывать фильм «За Маркса». В день премьеры устроили обсуждение и телемост с режиссером. После того, как мы посмотрели два часа насквозь фальшивого видео в духе производственного романа 60-х годов, началось самое интересное. Народ хотел поговорить — с автором и вообще о жизни. Очень вежливо, предельно корректно, как будто столичная режиссер лично прибыла на премьеру ленты и прошагала по красной ковровой дорожке. Говорили о том, как хорошо снимать кино про рабочих и крестьян, о том, как либералов надо весить на фонарях и тому подобных вещах. Лично мне ответы режиссера Светланы Басковой показались не в пример более фальшивыми, чем ее доку-драма. То у нее рабочие молодцы и не ругаются матом, но, в то же время, «За Маркса» на заводах показывать смысла нет потому что трудовой класс не поймет драму ленты. Короче, чушь. Переключилась на созерцание дискутирующих. Среди зрителей набралось немало молодых революционеров с горящими глазами: «Другая Россия», «КПРФ» и какие-то новые партии, профсоюз авиазавода и трогательные пенсионерки, исполненные сарказма люди с хорошими лицами. Почти все они от души благодарили Светлану Баскову за доставленное удовольствие и задавали вопросы. Признаться, накануне дискуссии, я вспоминала, как пару лет назад народ обсуждал фильм «Ходорковский» и нервная капля холодного пота катилась по моей спине. Зимой 2011-го всем хотелось говорить о политике. А вообще, судя по числу круглых столов и прочих дискуссий в нашем городе, иркутяне просто очень любят поговорить — не поругаться насмерть на Фэйсбуке, а высказать свое уверенное мнение в живую. В общем, после «Ходорковского» было даже страшно заходить в Дом Кино. Но вот вам стабильность как она есть: о политике говорить народ не рвался, отмечали перегибы и пренебрежение рабочим классом. В общем и целом, дискуссия велась вполне в марксистском дискурсе, без перегибов и поиска виноватых. Особенно растрогали революционеры 21-го века, которые говорили хорошие и правильные слова про ответственность, недопустимость предательства, сознательность, про то, как покажут кино в своем профсоюзе и многое другое. Это вам не параноидальный декабрь 11-го года, хотя и сейчас у нас уже наблюдается легкая предвыборная ажитация, но в этот раз, кажется, обойдется без надрыва. Меня же волновал один вопрос. Вот фильм был показан на Берлинском фестивале и имел там успех. Но почему же мы все время стремимся показать европейцам нашу страну именно такой — беспросветной, грязной, с выпадающими из гробов покойниками и непрлазными дорогами. Впрочем, на тех же фестивалях хорошо проходят и куда менее пафосные и по-настоящему искренние ленты кинорежиссера из Бурятии Баира Дышенова - «Улыбка Будды» или «Наказ матери». Тоже ленты про глухую провинцию и нищету, про этносы. Но они сделаны не в столице, и может от того, они такие же честные как скульптуры Даши Намдакова или постановки Ивана Вырыпаева. Это я к тому, что наши провинциалы даже в московской среде умеют делать искренние вещи, а дама, которая кичится ВГИКОМ и арт-хаусной богемностью, даже проведя исследование на заводах, не может снять ничего правдивого или хотя бы трогающего за душу. Или хотя бы отдаленно похожего на песню Игоря Растеряева про комбайнеров. . Искала снобизм в себе, но тут в выходные попала на застолье, в котором принимали участие рабочие местных заводов. Права Баскова, интеллигентные люди, гордятся казацким происхождением, поют забайкальские песни, душевные люди. Но это не мультяшки из фильма, а вполне настоящие рабочие, с добрыми морщинками около глаз, со своим заводским юморком — одним словом, сибиряки. |