А поконкретней?
ПРОСТО ХИХИКС
2022-09-29-13-14-55
Мы, иркутяне
  • Как Ходор до Иркутска не долетел

    В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.

Он знает, где сокровища зарыты. А если и не знает, то найдет!

Алёна Кашпарова, Телеинформ   
25.04.2019

Что такое клад, где его искать и какова дальнейшая судьба находок: об этом и многом другом на лекции экспедиционного клуба "Базовый лагерь" 15 апреля рассказал иркутский кладоискатель Рудольф Кавчик.

Он знает, где сокровища зарыты. А если и не знает, то найдет!

Весна – очень подходящее время для разговора о кладоискательстве, ведь именно этот период можно называть самым «копательским»: пока нет травы, блокирующей сигналы металлоискателя, можно смело отправляться на поиск приключений. Впрочем, новичкам стоить быть готовыми к тому, что отыскать что-то интересное будет не просто.

– Когда мы начинали в 1990-2000-е годы, находок было настолько много, что у меня была целая коробка из-под женских сапог со всем, что я находил и, не представляя ценности своим находкам, раздавал друзьям всё, что им нравится. Сейчас в земле уже почти ничего не осталось, раньше за один-два дня находили по 100-200 монет, сейчас найдёшь 10 – это уже здорово, – говорит Рудольф Кавчик.

Самыми перспективными местами всегда была пашня. На их местах когда-то располагались деревни, и кладоискатели находили здесь невероятные вещи. Среди находок Рудольфа Кавчика, например, есть крючок и иголки возрастом до 800 лет. При этом состояние этих предметов настолько хорошее, что при специальной обработке ими теоретически можно пользоваться и сейчас. Также хорошо сохраняются наконечники стрел. Металл в древности ковали, уплотняя структуру, поэтому и сохраняются в земле даже тоненькие иголки.

Конечно, находят и монеты разных периодов и ценности. Например, монеты «чешуйки», которые за неимением карманов носили за щекой, чтобы не потерять. Кстати, датировка предметов, как правило, проводится именно по ним. Встречаются очень редкие монеты. Например, есть в арсенале у кладоискателя монета под название «Барабанные палочки». Цена ей – 3-4 тысячи долларов. А однажды кладоискатели нашли место, где стоял трактир, монет было так много, что даже не стали пересчитывать, просто взвесили находку всю разом – оказалось, что они весили около 5 кг. Так по-крупному везёт иногда и новичкам. Один из них нашёл, например, целую бочку «двушек» 1820-х годов.

– Это характерно, потому что можно сказать, что тогда был первый его сигнал. Металлоискатель на большие цели даёт перегрузку. Все опытные кладоискатели обычно игнорируют такие сигналы. Новичок не знал этого, потому он взял и выкопал целую бочку монет, – рассказывает Рудольф Кавчик.

Кстати, от Москвы и до Урала в ходу были екатерининские монеты, их в западной части России, в основном, и находят. За Уралом, в Сибири, использовали сибирские монеты, которые печаталась на Колывановском заводе из той меди, что добывали под Новосибирском. Говорят, что она содержала около 10% золота. Помимо монет можно найти так называемые угольные печатки, которые служили вместо денег на заводах, – очень редкая и дорогая находка.

Украшения из драгметаллов находят не так часто, как может показаться, а золото – и того реже. В лучшем случае, изделия из него попадаются раз в год. По мнению Рудольфа Кавчик, это объясняется тем, что люди жили достаточно бедно. Тем не менее, кое-что встречается. В коллекции кладоискателя, например, – старорусская серёжка с подвесками, по числу которых можно было сказать, сколько у женщины детей. А ещё старинный перстень примерно 9-12 веков.

– Камни на некоторых старинных медных украшениях смотрятся как настоящий бриллиант, но сделаны они очень интересно: медь, дальше идёт серебряная фольга, потом белый камушек и сверху стекло. Перстень у меня долго лежал, потом рассыпался, потому удалось увидеть его конструкцию, – рассказывает Рудольф Кавчик.

В сознании большинства обывателей кладоискатель – это человек с металлоискателем, но чтобы найти какую-то интересную, а зачастую по-настоящему ценную вещь не надо «идти в поля», стоит лишь попасть на чердак старого дома или заглянуть в бабушкины сундуки. Но часто бывает так, что люди, не увлечённые этим хобби, не отдают себе отчёта в том, что у них оказывается в руках. Потому на свалке может оказаться какая-нибудь на первый взгляд «жестянка».

– Многие люди не знают стоимость монет. Был такой случай, когда к нам принесла бабушка половинку золотого «катькиного четвертака». Из второй половинки она сделала себе зуб. А монетка эта минимум 25 тысяч долларов стоила, хватило бы на зубы в три ряда, – рассказывает Рудольф Кавчик. – Зачастую люди по незнанию свои ценности за бесценок отдают «перекупам». Так было с женщиной из одной из деревень. У неё от отца-фельдшера остались инструменты ещё периода 1850 годов, упакованные в саквояже, полный набор, ложка серебряная, ещё что-то. Мы пригласили её на аукцион, она до нас доехала, но не совсем. Когда она вышла на автостанции из автобуса, к ней подбежал какой-то «перекуп» и буквально за сто рублей (в деньгах начала 2000-х годов – прим. ред.) выкупил  у неё этот саквояж. К нам она пришла со сломанной серебряной ложкой и ещё какой-то мелочёвкой, которую мы на аукционе продали за 250 рублей. Рыдала она потом, представляя, сколько могла выручить за саквояж со старинными инструментами.

Обследование чердаков – дело благодатное. В Башкирии так, например, нашли монисто с монетками – от «чешуи» времён Петра Первого до николаевских монет, а из Иркутска в Эрмитаж уехал уникальный серебряный пояс армянской знати. Сюрпризы могут преподносить и колодцы, если их не чистили. В деревне Бутаково, например, кладоискатели нашли закрытый кувшин, а что было в кувшине, не говорят. А помогла тому случайность: в заброшенный и замаскированный колодец провалился бык.

Новичкам, кстати, нужно быть готовыми к тому, что местные жители – в случае, если поиски  ведутся в населённых пунктах, – не всегда доброжелательны.

– Раньше местные жители были добрее, подходишь к ним, и обязательно покажут, где барин жил и показывали, где он свое фамильное сокровище спрятал, когда от революции убегал. И действительно были такие случаи, когда находишь саквояж с деньгами, схроны с посудой. Сейчас местные жители относятся к кладоискателям достаточно негативно. Почему-то они сразу говорят: вы что с металлоискателем ходите, это же запрещено? – рассказывает Рудольф Кавчик.

На самом деле, пользоваться металлоискателем никто не запрещает, закон только не позволяет нарушать культурный слой, которому больше ста лет. Бабушку, которая копает свой огород и нашла монетку возрастом больше ста лет, тоже ждут неприятности, говорит эксперт. Но даже если вы нарушили культурный слой и нашли монетку, на практике доказать состав правонарушения очень сложно.

Сейчас лучше всего, по мнению кладоискателя, на поиски отправляться не в существующие деревни и сёла, а в места вдоль рек. Именно на берегу водоёмов раньше располагались различные поселения и там можно что-то найти. И, кстати, на заметку: большинство кладов находятся, в основном, в первых десятках сантиметров почвы.

Вряд ли успехом увенчаются поиски в церквях, особенно в деревянных, внутри них обычно никто ничего не прятал. Не следует трогать и курганы, могильники, ходить по археологическим и охраняемым местам, говорит Рудольф Кавчик.

– Не стоит тревожить мёртвых. Кости людей находят и у нас, особенно по Ангаре в районе затопленных деревень, когда вода уходит. Обычно косточки достаёшь, выносишь на берег, перезахораниваешь и стараешься в эти места не ходить. Не стоит тревожить прах своих предков, – предупреждает кладоискатель.

А вот подводное кладоискательство – весьма перспективно и гораздо прибыльнее: на пляжах и в воде люди постоянно что-то теряют. Есть даже легенды, связанные с таким видом поисков.

– Однажды мои друзья из МЧС вели поиски на Байкале на Малом Море и нашли УАЗик ещё 1960-х годов. Внутри находились водитель и женщина на заднем сиденье. Тент был целый, люди под водой выглядели как живые, это удивляло, столько времени прошло, рядом с женщиной большие два мешка из брезента, в них деньги. Оказалось, что это была инкассатор. Как только вытащили машину на берег, задула Сарма, страшный ветер на Байкале но вокруг УАЗика – будто ничего нет, стеной отгорожены от стихии. Как только Сарма утихла, тела практически сразу рассыпались. Потом узнали, что инкассатор была дочкой шаманки, – рассказывает Рудольф Кавчик.

Можно брать металлоискатель с собой, например, на зарубежный отдых, но нужно иметь в виду, что есть страны, куда его ввозить запрещено. Например, на Кубу, в Израиль, Грецию или Монголию.

– В монгольской степи проблема в том, что некоторые новоявленные кладоискатели не любят закапывать за собой ямки. Если в степи её не закопаешь, ветер раздует крохотную ямку, и она превращается в огромное пятно. Если таких пятен сотен две-три, это уже нарушение экологии. У монголов до сих пор носки обуви загнуты – чтобы не повредить землю.  Монголы могут и нагайкой поддать, если увидят вас с металлоискателем, – поясняет Рудольф Кавчик.

Когда находишь клад, есть два варианта развития событий: один реалистичный, другой фантастический. По правилам нужно заявить о находке в полицию и ждать, когда за него выдадут вознаграждение – это 50% от ее стоимости, которые надо будет к тому же разделить с владельцем участка. Однако в действительности так не бывает, у государства нет на это денег, потому все клады и даже те, что признаны исторической ценностью, например, известный клад Нарышкиных, до сих пор не получили вознаграждение. Проще клад продать по одной монетке через аукционы. Это реальность нашей жизни, говорит Рудольф Кавчик.

Но прибыль в кладоискательстве – это не основное.

– Главное – это общение. В поле постоянно кто-то подходит, общается с тобой. Кладоискательство – это не погоня за наживой, это повод куда-то поехать, мечты найти сокровища манят неизведанными далями, наверно, это тяга осталась с детства с книг о Томе Сойере, «Острове сокровищ», Робинзоне Крузо. У тебя есть цель, нашёл ты клад или нет, но ты куда-то поехал с друзьями, в прекрасные места, на природу, а перед поездкой изучил историю родного края. В СССР кладоискательсво называлось краеведеньем. Не зная историю края, не найдешь и интересные находки. Не надо относиться к кладоискательству как к наживе, тогда будут и хорошие находки, и хорошее настроение, – заключает Рудольф Кавчик.

Фото из личного архива Рудольфа Кавчика

 
ПРОСТО ХИХИКС
путешествия и приключения
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
-10-
Ты то, что ты ешь. Или как вы едите? Популярность ресторанов доставки японской и паназиатской кухни, пиццы, бургеров, а также натурального мороженого и мидий является доказательством того, что кулинарные тренды существуют. Слоуфуд и безглютеновая диета – самые модные слова в этом сезоне. В этой статье иркутские эксперты фуд-индустрии представили 10 кулинарных трендов.

Автоматические ворота являются удобным и современным решением для обеспечения безопасности и удобства доступа к гаражу или загородному дому. Они представляют собой конструкцию, способную открываться и закрываться автоматически, без необходимости вручную управлять ими.

С 3 по 6 апреля город Краснодар будет принимать международную выставку UMIDS 2024. Среди тематических направлений этого мероприятия: мебель и кухни, фурнитура и комплектующие, деревообрабатывающее оборудование и так далее.

В условиях сложной экономической ситуации многие граждане России, в том числе жители Иркутска, сталкиваются с финансовыми трудностями, которые иногда вынуждают их обращаться к процедуре банкротства физических лиц.

Ситуация, когда нужно быстро и качественно отремонтировать жилье, знакома многим. Тем, кто сталкивался с этим, будет трудно не согласиться, что ремонт – это волнительный процесс, который требует много сил, времени и финансовых затрат.
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске