А поконкретней?
ПРОСТО ХИХИКС
2017-11-19-04-51-18
ХОРОШИЕ НОВОСТИ
Только хорошие новости: чистые берега Байкала, кость динозавра и выставка Регины Присяжниковой

Всегда очень радует, когда помощь подоспевает оттуда, откуда её не ждешь. Вот, скажем, летом поднимаешься в крутую гору с ребенком и коляской, и вдруг рядом останавливается машина, водитель открывает дверь и говорит: «Садитесь, подвезу!». И ты, немного смутившийся, конечно, садишься, ведь сил толкать перед собой коляску уже нет. И вот две минуты с ветерком – и уже дома. Или, скажем, когда все лето ищешь идеального парикмахера, а он приходит сам к тебе домой и делает тебе потрясающую стрижку. А все потому, что твоя любимая племянница окончила курсы стрижки и теперь тебе точно можно не ходить по салонам. Или, скажем, нужно заменить в ванне кран. Ты уже настраиваешься на вызов сантехника, прикидываешь, сколько он запросит за свои услуги (а берут сейчас все эти специалисты немало), а вдруг приезжает брат и делает все сам на раз-два. А потом идешь в поликлинику, просто взять справку в бассейн. Внутренне ожесточаешься, ведь общение с врачами – это по большему счету всегда столкновение с хамством и бесцеремонностью. Но люди в белом оказываются такими душками: и примут с улыбкой, и слово доброе скажут, да и очереди к ним в кабинет не окажется. Разве не прекрасно? Вот такие у меня на этой неделе были маленькие радости. Уверена, что и у вас без них не обошлось. А теперь расскажем о хороших новостях из нашего края.

Муфтий Фарид Хазрат: ислам и музыка

Игорь Алексич, секретный агент   
20.11.2018

Как известно, Коран не одобряет музыку. Однако у муфтия Иркутской области Фарида Хазрата Мингалеева все-таки имеются свои музыкальные предпочтения

Как известно, Коран не одобряет музыку. Однако у муфтия Иркутской области Фарида Хазрата Мингалеева все-таки имеются свои музыкальные предпочтения – о них он даже рассказал Иркутской Торговой газете. «Как такое может быть?» - спросите вы. Читайте очередное расследование нашего секретного агента.

1.

Родился я в 1959 году в поселке Касьяновка Черемховского района. Помню, в нашей семье была радиола («микс» проигрывателя и радиоприемника – прим. секретного агента), для которой постоянно покупали пластинки мои старшие сестры – их у меня семеро. А я с детства очень любил слушать их «винил», выкраивая для этого время у уроков и хлопот по нашему большому хозяйству. Что мы слушали? В основном, советских исполнителей: таких как, например, Аида Ведищева, Алла Йошпе и Стахан Рахимов. Кроме того, у нас было много записей татарских певцов – я же по национальности чистокровный татарин. Это и Ильхам Шакиров, и Фарида Кудашева, и многие другие артисты, певшие на нашем родном языке. Конечно же, в нашей деревне таких пластинок было не найти – их специально откуда-то выписывали мои сестры. А еще, помню, у нас была пластинка с музыкой башкирского народного танца бишбармак. Под нее замечательно танцевал мой зять, когда приезжал к нам в гости из своей Башкирии.

2.

После школы я поступил в иркутский политех и в годы учебы жил в общежитии №2 на Лермонтова, 87. В 1976 году, когда я учился на первом курсе, на пике популярности была песня Давида Тухманова «Во французской стороне» - без нее не обходились ни одни студенческие посиделки. С удовольствием слушали мы и зарубежные команды: «ABBA», «Boney M», «Space» и даже «Deep Purple». Одновременно в обиход начали входить и катушечные магнитофоны. На старших курсах приобрел такой и я сам – но находился он у меня не в студенческой общаге, а дома, в Касьяновке.

3.

Телевизор в нашей семье появился только в 70-е годы – я в то время учился в старших классах. А когда после окончания политеха я жил в рабочем общежитии, начал делать записи с телевизора на магнитофон – записывал на пленку различные телевизионные концерты. При этом не отдавал особого предпочтения никому из исполнителей: любая музыка поднимала настроение и украшала нечастый отдых. Мне нравились и Пугачева, и Магомаев, и Бюль-Бюль-Оглы. Впрочем, певцов-соотечественников я все-таки выделял. Помню, в первой половине 80-х на пике популярности находился певец Ринат Ибрагимов. Татарин по происхождению, он в основном поет на русском языке: и в опере, и на эстраде. Мне очень нравился его голос, а душу грело понимание, что мы происходим из одного народа. Я даже ходил к нему на концерт, когда он приезжал в Иркутск и выступал здесь во Дворце спорта.

4.

Несколько лет после получения диплома горного инженера я отработал по специальности: в Иргиредмете, в Геолого-разведочном техникуме, в проектном отделе Востсибугля, на карьере в Мамонах. А в 1993-94 гг. увлекся вопросами религии: сначала просто ходил молиться в мечети, затем, когда в Иркутске появилась школа арабского языка, поступил туда учиться, а потом продолжил образование в казанской духовной школе – медресе. Там я отучился два года, после чего вернулся в Иркутск служить в нашей мечети. Во время получения религиозного образования я и узнал, что ислам запрещает заниматься музыкой и слушать ее – тогда из моей жизни и ушла светская музыка. Почему я акцентирую внимание на слове «светская»? Дело в том, что толкования Корана учеными богословами в этом вопросе сильно расходятся. Наиболее радикальные утверждают, что для мусульман неприемлема любая музыка, другие же трактуют Слово Аллаха по-другому, говоря, что под запретом лишь те мелодии, которые будят греховные страсти. С их точки зрения, в фольклорном наследии нет ничего предосудительного: ведь ислам относительно молодая религия, и к моменту его принятия теми или иными народами у них уже сложились определенные традиции – в том числе и музыкальные. К примеру, у нас, татар, по-прежнему празднуется Сабантуй, который не обходится без игры на музыкальных инструментах и песен: таких, как «Сарман буйлары» (в переводе с татарского – берега реки Сарман).

Дело в том, что толкования Корана учеными богословами в этом вопросе сильно расходятся. Наиболее радикальные утверждают, что для мусульман неприемлема любая музыка, другие же трактуют Слово Аллаха по-другому

5.

Впрочем, сам Коран по канонам читается настолько напевно, что им можно заслушаться, как прекрасной песней. В тексте даже ставятся специальные значки, указывающие, например, что этот гласный звук нужно протянуть вдвое или вчетверо, а вот этот согласный сделать носовым – не зная этого, ты не прочитаешь Коран правильно, будь ты хоть филолог и профессор арабистики. А если у чтеца еще и красивый голос… Не случайно есть знаменитые на всю планету чтецы – такие как Мишари Рашид или, к примеру, Абдул Басит. Их записи пользуются большим успехом во всем мусульманском мире.

Впрочем, сам Коран по канонам читается настолько напевно, что им можно заслушаться, как прекрасной песней

6.

Кроме того, очень популярны у нас так называемые нашиды - мусульманские песнопения, традиционно исполняемые мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов.

7.

Ну, и, наконец, существуют салаваты или, как их еще называют, касыды – так именуются особые мольбы, содержащие восхваления Пророка Мухаммада, которые тоже читаются нараспев. Они обычно исполняются в мавлид – день рождения Пророка, который приходится на 12 число третьего месяца мусульманского лунного календаря. Так уж получилось, что мы с Вами беседуем накануне этого знаменательного дня – в этом году он празднуется 20 ноября. Впрочем, салаваты звучат не только в сам день рождения Пророка: в некоторых мусульманских странах он достаточно пышно отмечается в течение всего месяца. И все это время вы можете услышать там салаваты – как на арабском, так и на национальных языках.

Еще примечательные публикации о примечательных иркутянах

 

БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске