А поконкретней?
ПРОСТО ХИХИКС
2022-09-29-13-14-55
Мы, иркутяне
  • Как Ходор до Иркутска не долетел

    В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.

Александр Снарский: «Музыка – это тоже антиквариат»

Игорь Алексич, секретный агент   

Александр Снарский: «Музыка – это тоже антиквариат»

В иркутском магазине «Антиквар», что на Российской, можно встретиться с огромным количеством весьма интригующих загадок и тайн. Например, не многие знают, что около полутора веков назад в этом подвальном помещении находилась тайная синагога. Еще ходит молва, что лет на сто раньше там же располагалось пыточная клеть – хотя, положа руку на сердце, нужно сказать, что несомненных подтверждений этому факту пока не нашлось. А что уж говорить про ассортимент этого магазина: остается только гадать, какой исторический персонаж сиживал в этом кресле или смотрелся вон в то зеркало… Однако наш секретный агент сумел раскрыть одну из загадок «Антиквара»: он узнал, какую музыку слушает его хозяин Александр Снарский.

1.

Практически все мое детство прошло за кулисами иркутского ТЮЗа: до начала 90-х родители входили в актерскую труппу этого театра. Я сходил с ума по «Ромео и Джультете» и «Робин Гуду» - до сих пор помню наизусть тексты этих спектаклей! Также очень сильное впечатление на меня оказала совместная с Театром народной драмы постановка «Левши» - это было где-то во второй половине 80-х. В ней были заняты все актеры обеих трупп – так что, когда они репетировали исполнение песен в кругу, это приходилось делать в фойе ТЮЗа. Нашлось в этом кругу место и мне. Пели мы, как сейчас помню, русские народные песни. Не «Черный ворон», «Ой, мороз-мороз» или другую «клюкву», давным-давно набившую оскомину, а совсем другие вещи – неспешные, протяжные, без ухарства и всех этих притопов-прихлопов. «Вниз по матушке по Волге», «Долина-долинушка» - слушаешь их, а перед глазами словно сами собой встают традиционные ландшафты средней полосы России. С тех пор народное творчество так и не отпускает меня, а эта пара песен потом и вовсе стала колыбельными для всех троих моих ребятишек: они замечательно засыпали под мое пение.

2.

А когда я учился в старших классах это же увлечение сподвигло меня на то, чтобы сделать себе гусли. Впрочем, здесь также сказался и своеобразный юношеский эпатаж, желание быть не таким как все. Как раз менялась эпоха, на смену социализму приходил капитализм – в сопровождении огромного количества зарубежной музыки. Хотя некоторые, самые талантливые и интересные музыкальные «интервенты» и проникали в мою фонотеку, сама тенденция все-таки вызывала отторжение, тем более, что мне уже тогда был свойственен некий традиционализм: и в политических воззрениях, и в религиозных убеждениях, да и во многих других сферах. Так вот, собравшись обзавестись собственными гуслями, я направился к своих старинным знакомцам из Театра народной драмы. Встретили они меня как обычно – как старшие братья. Хочешь сделать инструмент – не проблема, поможем, добудь только подходящую доску: хорошо просушенную и без сучков. Как у всякого «бродовского» (то есть, обитателя местного Бродвея – улицы Карла Маркса) пацана, вся жизнь моя протекала в центре города, там же я взялся и за поиски подходящей доски. И нашел ее где-то в окрестностях улиц Марата и Степана Разина, где возвышался целый штабель, как мне показалось, никому не нужной древесины. Вооруженный ножовкой, я перемахнул через ограду… «А зачем это ты пилишь мои половицы?» - послышалось вдруг у меня над головой. Оказалось, один из жителей этого дома как раз недавно перестилал пол и сложил у себя во дворе старые половицы. Узнав, что одна из них может превратиться в русский народный музыкальный инструмент, дяденька проникся ко мне симпатией и даже помог выбрать плаху получше и отпилить от нее подходящий кусок. А кусок и впрямь оказался подходящим – лучше не бывает! За добрую сотню лет «половой жизни» он просох чуть ли не до состояния пороха. В общем, сделали мы из него вполне себе приличные гусли – а нижнюю деку и колки для струн для них позаимствовали у дореволюционного рояля «Becker». Конечно, основную работу проделали мои друзья из «народной драмы» - я же был, что называется, «на подхвате». Вот только учить меня играть на этих гуслях они отказались наотрез – принципиально! Дескать, инструмент мы тебе сделали, настроили – а дальше сам, тем более, на гитаре мал-мала играешь. Пришлось звать на помощь друга, учившегося в музыкальной школе. Довольно быстро выяснилась одна интересная особенность моей обновы: благодаря своеобразному звучанию, какую песню ни сыграй на этих гуслях – всякий раз получалась русская народная! В общем, они стали моим идеальным спутником во время музейной практике в Тальцах – к тому моменту я уже учился на истфаке ИГУ. Там, в музее деревянного зодчества я наряжался в рубище, брал в руки инструмент и подрабатывал, поставив перед собой деревянный туесок – посетителям, помню, очень нравилось. А одной из главных жемчужин моего репертуара являлась песня «Ах ты, степь широкая!»

3.

Наш иркутский ТЮЗ первым в стране поставил спектакль «Милый Эп» по одноименной повести Геннадия Михасенко. Причем, в подготовке постановки принимал участие и сам автор книги: для театральных подмостков ее сценарий был заметно переработан. Изменениям подверглась и музыкальная составляющая «Милого Эпа»: красной нитью через всю книгу проходит песня Тома Джонса «Delilah» - однако в спектакле, насколько я помню, она не звучала. Там в качестве центральной темы использовалась «Magic Fly» от группы «Space». Распахивался занавес, за ним зрители видели раскрытое окно с развевающимися шторами (этот эффект обеспечивал работающий за окошком вентилятор) – и звучала эта музыка! Если честно, саму постановку за давностью лет я толком не помню, но вот это начало намертво врезалось в мою память – как и музыка «Space», которую я слушаю и по сей день. Кстати, отчего-то чаще всего я включаю ее осенью.

4.

Вообще говоря, я не люблю «электронщину», но, тем не менее, юность в театре наградила меня нежной привязанностью к основателям этого музыкального жанра. Помимо альбома «Magic Fly» от «Space» с тех же самых пор в моей фонотеке прописалась и четвертая часть культового «Oxigen» Жан-Мишеля Жарра. Она звучала в спектакле «Лесная песня», где моя мама играла одну из главных ролей. И, наверное, я много времени проводил на этих ее репетициях: слишком уж четко ассоциируется музыка Жара с моей «сверхмалой родиной» - иркутским Театром юного зрителя. После многолетнего перерыва я услышал ее пару-тройку лет назад, и перед моими глазами тут же начали всплывать картинки из детства: набережная Ангары, по которой мы шли из театра домой, вечерний кинотеатр «Гигант» (нынешняя «Стратосфера»), расположенный рядом с театральным общежитием, где мы тогда жили. Начали всплывать даже запахи: костюмерных, бутафорского цеха, других помещений ТЮЗа!

5.

Мне доводилось слышать мнение, что русская народная музыка со временем эволюционировала в нынешний шансон. Я абсолютно не согласен с этим утверждением – по моему глубочайшему убеждению, прямым наследником отечественного песенного фольклора является русский рок – хотя лично для меня он начался с творческого наследия группы «Кино», которое крайне сложно уместить в рамках нашей национальной традиции и культуры. Я даже точно помню, когда это произошло: осенью 1990 года, после смерти Виктора Цоя. Это событие наделало тогда очень много шума – настолько много, что даже я, юноша очень далекий от злободневных трендов, решил разобраться, кем же был этот молодой кореец, по которому сходит с ума вся Россия? Что же это за такой современный герой, из-за смерти которого одни сами лезут в петлю, а другие уходят из дома и живут в палатках на Арбате? Сказано-сделано. Я приобрел все альбомы «Кино» и методично прослушал их от начала до конца – кстати, тогда я впервые опробовал этот обычный для меня сейчас системный метод знакомства с новой музыкой. Тогда мне было 13 лет – как раз тот возраст, на который и было, по сути, ориентировано творчество Цоя. Юношеский максимализм, нонконформизм, бунтарство – всего этого там было в избытке. В общем, не устоял перед ним и я – хотя сейчас-то хорошо понимаю, что это творчество было даже не лапидарным, а попросту примитивным. Но это понимание взрослого, сорокалетнего мужика – хотя и тогда я уже был хорошо знаком с поэзией золотого и серебряного века, со стихами лучших советских поэтов. И, тем не менее, Цой вошел ко мне в душу как нож в масло, прочно занял в ней свое место, пустил корни и побеги. Не буду скрывать, мне нравились и любимые всеми хиты вроде «Звезды по имени Солнце», «Группы крови» и «Пачки сигарет» - мы же все тогда были гитаристы! Но, тем не менее, я отдал должное и менее известным песням. Например, очень хороша «Игра», сильно выбивающаяся своей зрелостью из цоевского наследия.

Александр Снарский

6.

Несмотря ни на что, мне до сих пор нравится Федор Чистяков. Нравится своей искренностью и абсолютной внутренней свободой – хотя я совершенно не понимаю, как столь свободный человек мог стать жертвой «Свидетелей Иеговы»!? Тем более что я довольно хорошо представляю их идеологию: пока их не запретили законодательно, эти персонажи частенько захаживали ко мне в «Антиквар», и я никогда не избегал обстоятельных бесед с ними…

Естественно, скачала я переболел общепринятой чистяковской «триадой»: это «Иду, курю», «Человек и кошка», «Песня настоящего индейца». Потом, в результате тотального прослушивания «Ноля» столь же высоко – если даже не выше! – оценил «Школу жизни». Эта песня особенно близка мне последние лет пять, когда я окончательно осознал, насколько мне близок тип такого лирического героя. Это тот же самый бесшабашный типаж, что и генерал Чарнота из булгаковского «Бега» или, возвращаясь к музыкальным аналогиям – герой песни «Tango till they're sore» Тома Уэйтса. К слову сказать, сам я отношусь к совершенно другому типу личности – быть может, здесь сказывается присущая каждому человеку подсознательная тяга к его нереализованному alter ego.

Возвращаясь же к Чистякову – я до сих пор слежу за его творчеством и вынужден констатировать, что дружба с религией сделала его гораздо менее интересным. Хотя музыкальная его составляющая стала намного более профессиональной, но вот содержание … Такое впечатление, что Чистяков пытается изложить мировоззрение Свидетелей Иеговы выразительным средствами русского рока (как он их понимает), а кроме этого сказать ему больше нечего…

7.

От русского рока я довольно быстро эмигрировал к Led Zeppelin. Тогда я ходил в Дом детского творчества, где овладевал гитарой и играл в … то ли в ВИА, то ли, как нам самим хотелось считать, в рок-группе. Кстати, там же в то же самое время занимались и юные МифЪ (иркутский музыкант, лидер группы «D-Force») и Дык (ныне – известный саксофонист и композитор Андрей Гедеон).

А потом были каникулы и работа «на картошке» в трудовом лагере в селе Горяшино: на первые в жизни заработанные деньги я купил гитару производства Ленинградской мебельной фабрики и «пластагон» (так мы тогда величали проигрыватели). Затем с руководителем нашего музыкального коллектива Александром Мишкиным мы направились на «Квадрат» (иркутская толкучка, где из-под полы торговали «фирменным винилом») и приобрели для нового аппарата первую пластинку - «Led Zeppelin-IV». Кстати, когда десяток лет спустя в нашей семье появился первый «сидюк» AIVA (им с моим отцом, начинающим в то время антикваром, рассчитались по бартеру) – первым CD для него стал диск с тем же самым альбомом.

8.

Я не люблю жанр авторской песни. Кто-то сказал, что, если поэт пишет плохие стихи, значит, он плохой поэт, но если при этом поет их под плохую музыку, то это уже – исполнитель авторской песни. Но, тем не менее, фигура Владимира Высоцкого была и остается для меня очень значимой, хотя и весьма противоречивой. Многое в его творчестве мне не нравится – например, многочисленные «заказные» песни про те или иные профессии и хобби. Но наряду с ними в наследии Владимира Семеновича встречаются и вещи очень интересные, настоящие прорывы! Одна из самых моих любимых, «Затяжной прыжок», - песня про парашютиста, впервые шагнувшего из люка самолета. Но все это, как мне кажется – лишь повод поговорить о чем-то трансцедентно-мистическом. Естественно, я не знаю, что именно имел в виду автор: явления неодолимой силы, какие-то внешние обстоятельства или нечто иное, влияющее на нас – но вижу здесь демонологию чистой воды. Говоря проще, это песня о природе демонов. Владимир Семенович был довольно близко знаком с этой публикой, иногда дружил с нею, иногда воевал – и все свои познания вложил в данную песню. В стихах Высоцкого я находил и другие, не менее глубокие прорывы - и особенно много их отчего-то случилось в 1975 году. То ли он тогда в очередной раз бросил пить, то ли влюбился, но в результате у него вышла чуть ли не «Болдинская осень»!

Зато как актер Владимир Высоцкий не выдерживает абсолютно никакой критики. Я уже говорил, что вырос в театральных кругах – там таких называли «лохмачами». «Лохматит как шакал», - говорят там про коллег, склонных переигрывать. Правда, я должен оговориться, что не видел Высоцкого на сцене вживую – но при этом пересмотрел практически все, отснятое на кинопленку. А в детстве мне даже очень сильно нравился фильм «Место встречи изменить нельзя» - но, пересмотрев его несколько лет назад… Слабо он играет – и это особенно заметно на фоне того же Евстигнеева. Впрочем, нужно признать, что актерская профессия очень сильно помогала ему как «поэту-песеннику»: практически каждую свою песню он выстраивал как спектакль…

Александр Снарский

9.

Немецкую рождественскую песенку «Stille Nacht, heilige Nacht» я знаю с самого раннего детства, однако несколько лет назад она заиграла для меня совершенно новыми красками. Я тогда приобрел на одном из немецких онлайн-аукционов старинный полифон (предшественник патефона, механический музыкальный прибор, на котором проигрывались металлические диски – мелодии на них наносились с помощью перфорирования). Этот «пластагон» был изготовлен где-то в конце XIX века, так что, ко мне он попал в нерабочем состоянии. А наши реставраторы восстановили его аккурат к православному Рождеству и принесли мне под вечер. Я завел пружину полифонна, завращалась пластинка (что на ней «заперфорировано» я, естественно, не знал) – и вдруг запиликала эта знакомая с детства мелодия! Темнота за окном, свет настольной лампы, мандарины в вазе, ощущение тепла и уюта и рождественское настроение в душе… С тех пор я нет-нет, да и переслушиваю эту песенку. Не на полифоне, конечно – он уже давно нашел нового хозяина – но и из компьютерных колонок она тоже хороша!

10.

Уже несколько лет я подвизаюсь на телеканале АИСТ в нехарактерном для себя амплуа – автора и ведущего исторической передачи. Сначала она называлась «Иркутские истории», потом, накануне городского юбилея, ее переименовали в «355 фактов об Иркутске», и, наконец, сейчас она известна зрителям как «Бывшие новости». В ней я рассказываю, о чем писали дореволюционные иркутские газеты в этот самый день – но много лет назад. Говорят, что получается весьма забавно. Так вот, я уже давненько подумывал о «персональной» заставке для этой передаче. Перерыл кучу музыки в поисках чего-нибудь эдакого, старорежимно-опереточного – пока буквально несколько месяцев назад не наткнулся на польку Штрауса «Leichtes Blut». И она не только оказалась как раз тем, что надо для заставки - но еще и оказалась полностью созвучна тому самому, «моему», типу бесшабашного лирического героя! Впрочем, судите сами.

наш секретный агент сумел раскрыть одну из загадок «Антиквара»: он узнал, какую музыку слушает его хозяин Александр Снарский.

ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:

 
ПРОСТО ХИХИКС
про питание
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Автоматические ворота являются удобным и современным решением для обеспечения безопасности и удобства доступа к гаражу или загородному дому. Они представляют собой конструкцию, способную открываться и закрываться автоматически, без необходимости вручную управлять ими.

С 3 по 6 апреля город Краснодар будет принимать международную выставку UMIDS 2024. Среди тематических направлений этого мероприятия: мебель и кухни, фурнитура и комплектующие, деревообрабатывающее оборудование и так далее.

В условиях сложной экономической ситуации многие граждане России, в том числе жители Иркутска, сталкиваются с финансовыми трудностями, которые иногда вынуждают их обращаться к процедуре банкротства физических лиц.

Ситуация, когда нужно быстро и качественно отремонтировать жилье, знакома многим. Тем, кто сталкивался с этим, будет трудно не согласиться, что ремонт – это волнительный процесс, который требует много сил, времени и финансовых затрат.

Открытие химчистки – это увлекательное предприятие, требующее вдумчивого планирования и оборудования высокого качества. Одним из ключевых компонентов успешного старта такого бизнеса является выбор профессионального прачечного оборудования. В этой статье бизнесмены рассмотрели основные шаги и критерии, которые следует учесть при выборе оборудования для химчистки.
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске