«Черная молния»: и вновь идет борьба добра со злом |
14.01.2010 |
Тимур
Бекмамбетов — такой отечественный эквивалент Стивена Спилберга, одинаково успешно
совмещающий режиссуру и продюсирование. Присутствие его фамилии в титрах
автоматически означает знак качества, а премьера под Новый Год — избыток
составляющих оливье-блокбастера. Но ведь в праздники и должно быть всего
немножечко чересчур, верно? «Черная молния»
в этом свете — стопроцентное кино от Bazelevs, нравится это кому-то или нет. На
самом деле, тут нечему удивляться, ведь у руля ленты стоят те самые люди,
которые вместе с Бекмамбетовым и создали его фирменный стиль — Александр Войтинский работал с Тимуром
Нуруахитовичем на рекламе, а Дмитрий
Киселев был режиссером второй группы на «Дозорах»,
«Иронии» и «Вонтеде». Результат соответствует ожиданиям: не в
пример Бондарчуку «копеечная» графика
убедительна, как Годзилла на Манхэттене, парабола главного персонажа
соответствует «Тысячеликому герою» Кэмпбелла, а рев моторов и «Стингеров» над
вечерней Тверской приятно оглушает. Вроде бы, все здорово и привычно. Так почему
в адрес картины раздается критика не только от традиционной прослойки
эстетствующих маргиналов, но и от тех, кому лента предназначена? А все дело в
позиционировании фильма историей о первом русском супергерое. Сознание, уже
свыкшееся с присутствием на экране всевозможных мстителей в латексе, не может
утрамбовать в голове факт, что заокеанская выкройка не просто применима к нашим
реалиям, а давным-давно прописалась в нашей поп-культуре — дядя Степа,
Мальчиш-Кибальчиш, пионеры-герои — в каноны жанра все они укладываются
распрекрасно. Ведь что есть супергерой по своей сути? Вершитель справедливости,
вовсе необязательно обладающий сверхспособностями: вспомните Брюса Уэйна, Тони
Старка или (пусть пример и не совсем верный) Комедианта. Супергероизм, это всего лишь футляр для иных материй — от воспитания моральных ценностей до, в случае современного отечественного кинематографа, поиска национального героя — образа, который для сегодняшних тринадцатилетних станет ролевой моделью вроде Штирлица и трех мушкетеров. Не в следователя же Глухарева или Сашу Белого играть детворе, без разбору поглощающей весь снимающийся мейнстрим. «Черная молния», безусловно, далеко не конечная вариация того, кто потеснит в кумирах Джека Воробья или Спайдермена. Но это шаг в правильном направлении и что немаловажно выполненный так, что глаз от экрана не оторвать. filmz.ru |