А поконкретней?
Иркутские безумства. Антология
Тарелка супа для Дяди Пети

Роман Днепровский

Маша Тримедведева до сих пор говорит всем, что это именно я стал её «крестным отцом» в профессии, хотя всё моё «участие» в судьбе журналистки Тримедведевой свелось к тому, что когда-то, очень-очень давно, я за руку привёл в молодёжную редакцию дочку своего друга, девятиклассницу Машу, и перепоручив её своим коллегам, умыл руки. Маша мечтала о журналистике ещё с третьего или четвёртого класса, и в этом тоже, отчасти, была моя вина: просто, я когда-то имел неосторожность сделать материал о каком-то детском спектакле, в котором она играла главную роль, проинтервьюировал юную приму, и поставил её фотографию на полосу, а выпуск газеты поарил её родителям, с которыми дружил. Ну, да ладно…

Мир, дружба, жвачка: почему в Иркутске невозможен “Флакон”

Александра ПОБЛИНКОВА, сама немного того   
18.11.2016

Только с первым морозцем иркутское лето сдало свои права на счастливое бездействие. Начали оживать иркутские сообщества, причем сразу все.

Сходила я тут на лекцию про дизайн-завод “Флакон”. Обещали говорить про креативную среду. По факту рассказывали о том, как сделать “Флакон” в Иркутске.

С одной стороны, все логично. Городу нужно пространство для творческих людей, где они могут делать свои коворкинги и там плодить и множить актуальные проекты. Это - цайтгайст. Такое пространство - что-то среднее между бизнес-центром и клубом по интересам просится уже давно. Пути окупаемости проекта весьма понятны. Деньги - это аренда, а продажи - это близкие по духу люди. Им нужен кофе ту гоу, новый молескин, дизайнерская парка и лекция о “Креативных индустриях” на закуску.

По такому принципу развивается, например, артель “Перцель”: мастерские рукодельников, лофт, пространство для лекций, кофейня и редакции глянцевых журналов, фотостудия - все в одном месте. За вдохновением ходить далеко не надо. Галерея Revолюция все про то же - концепт-сторы, книжная лавка, Дизайн-бар и лекторское-событийное пространство. Еще вот Доренберг в районе Баррикад назревает. Флаконоподобные проекты есть, и они также, как и в Москве, осваивают бывшие заводы. Просто более медленно, мы ведь в Сибири никуда особо не спешим. Это, на мой взгляд, куда более интересно, чем торговые центры. И количество двадцатилетних людей на лекции доказало - это нужно и важно.

Создатели “Флакона” аккуратно продавали франшизу проекта, рассказывали о схемах монетизации и вообще были приятны и милы. Правда, по мне так происходившее было скорее из серии прекрасной маниловской говорильни. По сути любопытно, конечно, на “Флаконе” классно, там обустроились и креативные агентства, и дизайнерские бренды, и даже (прости, Господи!) Бизнес-молодости нашлось там местечко.

А в Берлине есть Kulturbaruerei, где и театры, и музеи, и все прочее собраны вместе. И прекрасно живут. Там и русский театр имеет место. И в Корее подобные проекты, говорят, имеются. Все очень логично - будущее идет к развитию артелей, неофициальных профсоюзов и сообществ. Времени становится все меньше, и все более удобными в любом виде становятся “службы одного окна”. Да и мир завоевывать проще вместе. Уже есть иркутский чатик маркетологов, веб-клуб и прочий краудсорсинг...

Но только есть у меня некоторые сомнения насчет “Флакона” в городе И. Хотя, конечно, очень хочется. Дело в том, что московские технологии не ложатся на иркутский уклад - это доказал не один и не два федеральных проекта, включая выборы. У нас иначе устроен мозг, у нас иначе идут дела.

И потому есть подозрение, нельзя взять и перенести “Флакон” в Иркутск. Начать хотя бы с того, что нет у малого бизнеса столько денег - завод отреставрировать, а правительственным грантом на такое дело и подавно не пахнет.

Но дело еще и не в деньгах, а в локальных особенностях. Потому что Иван Иванович в открытую конфронтацию не идет, но на дух не переносит Ивана Денисовича, а еще в прохладных отношениях с Марьей Ивановной и руки не подаст Павлу Павловичу. А Петр Петрович - хороший человек, но Марья Ивановна, сестра его, настойчиво не советовала снимать офис у Ивана Ивановича, потому что он ее свату - враг. И в этом весь город!

И вот отношения Иванов Денисовичей с Иванами Ивановичами, у каждого из которых есть своя доля имперских амбиций, и делают невозможным “Флакон” в столичном понимании вопроса. И в этом есть доля тоски. И счастья от того, когда совпадения случаются. Только каждый из нас носит в себе свои совпадения.

Вот, например, на следующей неделе органичным продолжением лекций “Флакона” станет вечер о будущем с Александром Шульгиным. Есть идея создания мультимедийного кластера. Она зреет и формируется уже больше года, но и в мультимедиа есть Иван Иванычи. И так-то НН парень неплохой, но дел я с ним общих иметь не желаю, как и работать в одном районе города. А мультимедийный центр - это хорошо, ведь как здорово было бы решать все проблемы производства в одном пространстве. Текст - направо, фото - налево, звукозапись - этажом выше.

Серию событий о дружбе народа продолжит форум городских сообществ - тоже нужно дело. Потому что многие из сообществ считают себя уникальными. И ни с кем не дружат. Хотя, казалось бы…

Мне кажется, половина проблем в том, что в гордом городе И есть некое представление о конкуренции. То есть о том, что она есть. Я вот в нее не верю. Как недавно весьма точно заметил один мой знакомый, о какой можно говорить конкуренции, когда нет рынка? Я бы заметила, что рынок, может и есть, но конкуренции все равно не существует, разве что в сфере доставки пиццы и событиях, которые можно посетить сегодня вечером. Но это соперничество, не настоящая конкуренция, потому что в итоге все равно книгочеи пойдут в библиотеку, киноманы - в кино, а все остальные - туда, где будут все остальные. В остальном, сотрудничество было бы куда более выгодным, чем мышление полумифическими маркетинговыми категориями.

И если спросите вы меня, что я вынесла с лекции о “Флаконе”: я не встретила там Иван Иваныча, соблюла статус кво, попила зеленый чай с рукодельниками, заказала себе авторский свитер, сочинила вот эту колонку. Да, дело было в той самой Галерее Revолюция, где все и сразу. Она, к слову, на заводе Куйбышева находится. А вот как быть с “Флаконом” и поеду ли я окультуриваться в предместье Рабочее после работы - тот еще вопрос.


 

- У тебя есть какие-нибудь недостатки?- Излишняя прямота.- Я думаю, что, это наоборот достоинство.- А мне плевать, что ты думаешь***Судят нaкромaнскую семью. Кaк положено - опрос свидетелей. Судья:-...

БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске