А поконкретней?
ПРОСТО ХИХИКС
2022-09-29-13-14-55
Мы, иркутяне
  • Как Ходор до Иркутска не долетел

    В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.

Иркутское местное кино: Юрий Яшников о новом сообществе

Беседовала Александра ПОБЛИНКОВА   
23.12.2015

Когда-то в Иркутске была Восточно-Сибирская студия кинохроники, когда-то она была одной из лучших в России, в нашем городе работали совершенно великолепные кинематографисты… После распада Советского Союза традиция была потеряна, опыт, казалось бы, утратился и сообщество исчезло. Но возродилось все в 2015 году. О новой волне кинематографического Иркутска и больших перспективах развития специально для ИТГ рассказал режиссер и продюсер Юрий Яшников.

Историю нужно начать издалека, с 2013 года. Мы сняли полнометражный фильм «Похабовск», прокатили его по стране и стали организовывать показы для тех, кто помогал нам снимать фильм. Один из таких показов мы сделали для организации пенсионеров, которая помогала нам искать возрастную массовку. Битком набился зал “Дома кино”. По нашей похабовской традиции мы после таких показов отвечаем на вопросы зала, рассказываем, как это все происходило. Где-то вопрос на пятый, женщина, которая была явно моложе всей остальной аудитории, спросила: «Ребята, как так вообще возможно? Вы снимаете полнометражный игровой фильм, катаете его по стране, а с Союзом кинематографистов вообще никак не взаимодействуете?». Так мы познакомились с Ольгой Герасимовной Бельской, которая совершенно случайно в тот вечер к нам зашла специально чтобы задать этот вопрос. С этого момента наше взаимодействие с Союзом закипело, и стало понятно, что большой ошибкой с нашей стороны было не идти навстречу этой организации. Мы просто о ней ничего не знали. Уже в конце 2014 года в Иркутск был учрежден Молодежный центр Союза, который Ольга Герасимовна предложила мне возглавить, и я с радостью взялся за эту работу, потому что понял, что нашу ошибку могут повторить другие. Потому что плюсов много: есть структура, и, как показывает практика, очень сильная, потому что у Союза развитая федеральная сеть, мощный председатель Никита Михалков, есть замечательные эксперты, сильное имя… Любые переговоры, связанные с кино, гораздо проще проводить, если ты можешь представиться руководителем Молодежного центра Союза. Есть просто поколение людей, у которых к этому бренду доверие гораздо выше, чем к человеку, который представляется режиссером и продюсером.

 

  • Команда "Похабовска" на съемках

Поколенческий разрыв преодолен

Встреча получила развитие. 16-17 июня этого года Союз и его Молодёжный центр приняли решение преодолеть “поколенческий разрыв”. Сейчас в городе есть примерно три поколения кинематографистов: сотрудники Восточно-Сибирской студии кинозроники, новое поколение (Юрий Дорохин, Вячеслав Столяров, Николай Тарханов и другие) и совсем молодые ребята, которые только сравнительно недавно начали снимать кино. Между всеми этими тремя поколениями был достаточно серьезный разрыв. Люди не то что не общались – некоторые не знали о существовании друг друга.

-   Мы с самого начала нашли общий язык. Начиная с первого шага, который Ольга Герасимовна сделала навстречу нам, и она же написала письмо Никите Сергеевичу Михалкову с тем, чтобы он учредил здесь Молодежный центр. Когда мы снимали «Похабовск», я пришел к Юрию Дорохину, рассказал о проекте и попросил поддержки, совета, и он помогал нам во всем. Насколько мне известно, когда Юрий Дорохин выходил с премьеры «Похабовска», в разговоре с Романом Григорьевичем Синтоцким, генеральным продюсером «АС-Байкал ТВ», он обронил фразу (я могу ошибиться в формулировке, но смысл ее, как мне передали, был такой): «Все, начали появляться те самые ребята, которые подхватят наш флаг и понесут его дальше», - заметил Юрий Яшников.

Но для того чтобы этот формальный разрыв был преодолен и связь была налажена, летом прошла стратегическая сессия по развитию кинематографа и производства аудиовизуального контента в регионе. В сессии приняло участие более 100 кинематографистов региона, были представлены все поколения, которые в течение двух рабочих дней придумывали, как мы все будем жить дальше, обсуждали совместные планы. Сессия дала совершенно взрывной эффект, потому что все, во-первых, познакомились, во-вторых, в бою познали прелесть взаимодействия, а в-третьих, по результатам сессии написали «Концепцию развития кинематографа в регионе».

-         Мы поняли, что нам нужно сообщество, и вместе мы сильнее, чем каждый сам по себе. Человек, снимая фильм, может быть на первом этапе уверен, что это будет интересно хотя бы его коллегам. А если им это понравится, они порекомендуют это своей аудитории, и таким образом хороший фильм очень быстро наберет просмотры. Поэтому после сессии мы констатировали, что сообщество в Иркутске появилось. Потом мы составили календарь событий. Потому что собраться один раз в год на сессию и разойтись - неэффективно. А если таких встреч в году будет двадцать – но не обязательно столь грандиозных, польза от налаженных связей будет возрастать в геометрической прогрессии, начнут появляться совместные проекты. Еще мы решили, что необходимо завести в Иркутск самую передовую в мире технологию по презентации проектов, которые находятся на стадии разработки - это питчинг. С помощью этого мероприятия эксперты определяют, кому из кинематографистов стоит оказывать поддержку, а кому нужно повременить и еще поработать над своим  проектом, прежде, чем приступать к съемкам. Так же мы обсудили необходимость проведения местного фестиваля для того, чтобы зритель мог на большом экране увидеть готовые работы иркутских авторов. Кинематографистам региона очень трудно соперничать в кинопрокате с голливудскими блокбастерами, потому что у тех огромные бюджеты, у тех мировые звезды, и когда иркутский режиссер приходит в кинотеатр и говорит «Пожалуйста, покажите мой фильм», ему сразу отвечают «А кто на него пойдет и что мы от этого получим?». Так что без сообщества и какого-то первого показа невозможно представить, чтобы какой-то местный фильм вышел в прокат, - рассказал Юрий.

Деловая идея - творческий коворкинг

Сессия обозначила еще одну стратегическую проблему - все кинематорграфисты в Иркутске испытывают очень серьезный технический голод. Потому что в городе нет какой-то крупной студии, которая могла бы позволить себе построить павильоны, в том числе хромокейные, сделать просмотровый зал, студии, изначально заточенные под работу со звуком в кино, нет какой-то компании, которая системно сдавала бы в аренду аппаратуру. И многие из этих вопросов настолько велики, что их не под силу решить в одиночку никому из представителей отрасли, ни одной из компаний, занимающихся кинопроизводством. И поэтому как одна из основных точек реализации концепции было обозначено создание киноцентра в Иркутске,  объекта, способного создать всю инфраструктуру, чтобы можно было арендовать то, что тебе необходимо, на то время, которое нужно для реализации проекта. Ведь каждый режиссер, каждый продюсер не может купить себе или построить павильон, а взять его на  две-три смены он в состоянии.

На сессии мы обменялись своими производственными планами и выяснили, что если хотя бы один хромакейный павильон в городе был, то мы каждый по чуть-чуть разобрали бы его на весь год. И таким образом стало понятно, что если найдется инвестор, который вложится в создание такого инфраструктурного объекта, то все его средства довольно быстро вернутся, потому что объект будет очень востребован. Кроме того, мы знаем, какой дефицит арендаторов сейчас испытывают собственники, которые строят бизнес-центры один за другим. В каждом из них сейчас висят объявления об аренде, и кое-где площади сдаются целыми этажами. Но мы понимаем, если бы появился этот объект, где находились бы все элементы инфраструктуры, а одно крыло было бы отдано, например, под офисы, то представители сообщества с удовольствием оставили бы ныне арендуемые помещения и переехали туда. И мы уверены, что вложив средства в такой объект, инвестор еще получит и 100% занятой площади, арендуемой на общих основаниях и по нормальным ценам. Пример других стран, например, Китая, за которым мы пристально наблюдаем, показывает, что в каждом крупном городе создается подобный объект, и он приводит к настоящему взрыву производства кино и аудиовизуального контента, потому что одно дело – когда мы встречаемся с коллегами раз в две недели, а другое – когда ты каждый день ходишь по одним и тем же коридорам, обедаешь в одной и той же столовой или кафе. Синергия возникает гораздо в большем темпе, и гораздо больше совместных проектов начинает реализовываться. Так что на ближайшее время это, наверное, наивысшая планка, которую нам хотелось бы взять, - создать в регионе такой объект. Существует правительственная программа по созданию подобных технопарков, по линии министерства экономического развития, то есть принципиально важно, что мы к этому объекту подходим не с точки зрения культуры («Дайте нам денег, а мы построим и будем там сидеть, приносить вам убыток»), речь идет об объекте с совершенно понятной экономикой. Даже государство, приняв решение вложиться в него, спустя несколько лет в виде аренды получит все свои средства обратно. То есть в этом плане подход у нас совершенно не потребительский, - заметил Юрий.

В стратегической сессии приняли участие люди, прилетевшие из Москвы, из Союза кинематографистов. Это был первый заместитель Никиты Михалкова Олег Валентинович Иванов и сопредседатель правления Молодежного центра Союза Филипп Абрютин. Эти люди задали сессии очень высокую планку. Например, Олег Валентинович презентовал концепцию Союза по развитию регионального кино, из которой стало известно, что Союз хочет развивать кино в регионах не просто потому, чтобы не бросать кого-то, кто барахтается за пять тысяч километров от столицы, руководство Союза делает серьезную ставку на эту нить развития кинематографа в стране. Как они сами отметили, если московские кинематографисты и продюсеры за 10 лет “возрождения” российского кино не до конца нашли путь к сердцу российского зрителя, то, может быть, это смогут сделать люди, которые уже сегодня в своих регионах без бюджета министерства культуры, без «машины продвижения» в виде федеральных телеканалов умудряются делать кино, доносить его до зрителя и влюблять его в себя. Но в то же время эксперты немного осадили участников фестиваля и сказали, что для того, чтобы провести питчинг и фестиваль, нам понадобится как минимум три года усердной работы. Они были поражены, когда немного позже узнали даты питчинга и фестиваля уже в этом году и признались, что иркутяне опередили все их самые смелые планы, а значит, сообщество у нас в регионе не просто живое, оно кипящее, бурлящее. Притом оба мероприятия прошли очень достойно.

-   На питчинг пришли десятки заявок, также из Бурятии и Забайкалья. В итоге даже в шорт-лист питчинга вошли кинематографисты из Улан-Удэ и Читы. В состав авторитетного жюри вошли все представители старшего поколения Союза, действующие кинематографисты Иркутска, а также федеральные звезды кино, которые прилетели в жюри фестиваля «Человек и природа» (в рамках которого проходил питчинг). Модератором питчинга был Олег Богатов, человек, который уже на протяжении нескольких лет ведет все питчинги Молодежного центра Союза кинематографистов в Москве. Были заявлены блестящие работы, жюри их высоко оценило, где-то пожурило, конечно за несбыточность планов. Но самое главное, что в Иркутске у кинематографистов появилось некое мерило – за что вообще стоит браться, а какой проект стоит отложить на далекое-далекое будущее, - поделился воспоминаниями Юрий Яшников.

Аншлаг на фестивале регионального кино

Вторым шагом стала организация фестиваля. 16 иркутских режиссеров представили 17 своих работ, снятых в последние годы. Большой вклад в организацию фестиваля внес общественный представитель “Агентства стратегических инициатив” в Иркутской области Сергей Маяренков. Он помог договориться о том, чтобы фестиваль регионального кино прошел в контексте Общенациональной программы “В кругу семьи”. Это сделало возможным визит статусных членов жюри. На фестиваль приехали: президент Гильдии неигрового кино и телевидения Евгений Григорьев, член правления Союза кинематографистов; известный режиссер Наталья Меркулова (родом из Иркутска), которая получила на «Кинотавре» приз за лучший дебют с фильмом «Интимные места» и актер, композитор, известный телеведущий, которого вся Россия помнит по передаче «Утренняя почта» - Сергей Шустицкий. Уникальным был еще его опыт работы на студиях Paramount и 20 Century Fox. Кроме того, Сергей Маяренков помог договориться с площадкой для фестиваля - кинотеатр “Звездный”.

Последнее, что нам оставалось сделать, - пять дней подряд пребывать в шоке от того, какой интерес это мероприятие вызвало у иркутян. Начиная с первого и заканчивая последним днем фестиваля в зале кинотеатра «Звездный» были аншлаги, люди сидели не только на сиденьях, они сидели в проходах, а на тех, кто сидел в проходах, ещё кто-нибудь сидел. Для меня в этом смысле удивительным был момент, когда в день открытия фестиваля, когда показывали фильм «Похабовск. Обратная сторона Сибири», мне позвонила, возглавлявшая тогда Управление культуры города, Ольга Аксаментова. Я пошел встретить ее, и был крайне смущен, потому что нам некуда было посадить начальника Управления культуры. На что Ольга Александровна ответила «Ничего страшного, я посижу на ступеньках», вошла в зал и, как и пообещала, села смотреть картину на ступеньки. И это просто один из эпизодов, который дает представление о том, какая атмосфера была на фестивале. Все в голос говорили что-то необыкновенно дружеское, никто не тянул на себя одеяло, никакой режиссер не заявил после фестиваля, что он обижен результатами независимо от того, получил он приз или не получил. Блестяще прошли все мастер-классы, а для нас как для организаторов это было принципиально важно, потому что мы хотели, чтобы люди не только посмотрели готовые фильмы, но чтобы все желающие могли поучиться у тех мэтров, которые приехали к нам из столицы, и у тех, кто в Иркутске добился многого и готов поделиться своим опытом. Все эти творческие встречи тоже прошли на высочайшем уровне, и справедливо будет упомянуть хотя бы немногих из тех, кто этот фестиваль подготавливал, потому что когда на сессии идея фестиваля возникла, многие сказали: «Да, но где мы наберем работ, кому это будет интересно, кто пойдёт смотреть в кино документальные короткометражки?». Но были люди, которые сказали: «А мы верим и будем заниматься этим проектом, пока он не реализуется и не докажет вам сам собой, что был просто необходим». Среди таких людей очень хочу отметить иркутских режиссеров Юлию Бывшеву и Александру Мерзлякову. Они верили в фестиваль задолго до того, как в него поверили все остальные, - вспоминает режиссер.

Фестиваль будет проходить каждую осень, но в его контексте запланированы и другие менее крупный события в течение всего года: мастер-классы, показы фильмов, киноклуб. В этом году в Иркутске уже прошли творческие встречи с режиссером Аленой Стырикович-Кирин, Анной Матисон, с голливудским режиссером Александром Бахом. Уже есть предварительная договорённость о приезде в следующем году в Иркутск Ивана Вырыпаева с открытыми лекциями, мастер-классом, просмотром фильмов. В декабре у фестиваля появился новый партнер (Тренд Бар) и родился новый проект - киноклуб “Кино в Тренде”. Примерно раз в две  недели там будут проходить разные мероприятия Союза кинематографистов. Первым стал творческий вечер легендарного иркутского режиссера Бориса Шунькова. Который, кстати, прошел при полном аншлаге.

Опасения и планы

Как признался Юрий, у Союза уже есть планы на 2016 год: “Мы кое что наметили на март. Будут приятные сюрпризы, связанные с тем, что кто-то окажется в нашем регионе или с кем-то пообщаемся и договоримся. А самое главное, что уже сейчас очевидно, что в день открытия фестиваля «Человек и природа» снова пройдет байкальский питчинг, а чуть позже состоится уже второй Байкальский фестиваль регионального кино. И мы очень благодарны за поддержку  фестиваля Общенациональной программе «В кругу семьи». Исполнительный директор фестиваля Мария Туманова вышла на сцену в день закрытия первого фестиваля и сказала, что она приятно удивлена уровнем иркутского кино, что она улетает в Москву и первое, что она планирует там сделать, - это встретиться с Александром Ковтунцом, генеральным продюсером этой программы, и предложить ему взять региональный фестиваль под крыло «В кругу семьи». И такая договоренность уже достигнута”.

Юрий развеял опасения о том, что иркутские авторы не успеют снять за год достаточное количество лент для следующего фестиваля: “Нас это тоже волновало. Но есть два нюанса. Во-первых, после того, как иркутские режиссеры, продюсеры и члены их команд увидели, какой это вызывает интерес, все бросились снимать новые картины. Уже прошла презентация игровой короткометражки, которую снял Никита Добрынин и его команда и премьерный показ короткометражки “Атмосфера” режиссера Андрея Дахневича. Еще я знаю о работе нескольких команд, которые прямо сейчас снимают игровые и документальные фильмы… Фестиваль вдохновил очень многих на работу, но мы все равно осознаем, что этого ресурса может не хватить, чтобы набрать целую фестивальную программу, поэтому изначально, на старте первого фестиваля было запланировано, что география второго фестиваля будет шире, и к участию во втором фестивале байкальского регионального кино мы пригласим кинематографистов из Бурятии и Забайкалья. Это самые близкие к нам и по духу, и по географии регионы. Действительно, все наслышаны о том, какой кинематографический бум происходит в Бурятии последние семь лет, поэтому мы понимаем, что количество заявок будет настолько велико, что отборочная комиссия фестиваля сможет еще и придирчиво выбирать картины, которые войдут в этом году в конкурсную программу”.

Пока что история Иркутской области знает только один случай, когда региональное министерство культуры выделило гранты на создание местного кино, а субсидии федерального минстерства пока не стремятся в регионы. Но при таких темпах развития регионального Союза, нельзя не предположить, что ситуация может измениться буквально за несколько лет.

Кроме прочего, важную роль в развитии киносообщества играет открытие в Иркутске филиала ВГИК. Явление уникальное, потому что у ВГИКа есть четыре филиала в регионах России, но три из них находятся в европейской части и только один за Уралом. И благодаря какому-то подарку судьбы он находится именно в Иркутске.

-   Я сам отучился в иркутском филиале ВГИКа в этом году, жду с нетерпением диплом, который вот-вот приедет из столицы, и он мне нужен не для того, чтобы кому-то показывать – я, признаться, сомневаюсь, что мне хоть раз в жизни придется это делать. Но я благодарен филиалу за те знания, которые я там получил. Снимая «Похабовск», я не имел никакого профессионального образования и вынужден был наступать на чрезвычайно простые грабли, на которые сейчас не наступил бы ни за что. Не хватало фундамента. А сегодня у любого желающего есть возможность не уезжая из нашего города получить отличное образование и дальше уже решать, где этот фундамент реализовать – либо оставаясь здесь в кино, либо отправившись в столицу, кто-то, возможно, примет такое решение. В подтверждение значения филиала хочу сказать, что люди, выпускавшиеся из филиала в этом году, делали дипломные работы, несколько из которых вошло в программу Байкальского фестиваля регионального кино. И победителем фестиваля, получившим гран-при, стала картина Алексея Гузинского «Место под солнцем». Это дебют молодого человека, который снял свою первую работу просто для того, чтобы защитить диплом во ВГИКе, и тут же стал победителем регионального фестиваля, - рассказал режиссер.

Прирост Сибирью: все реально

Иркутск в плане кино не одинок. Бум местного кинопроизводства в нашей стране пошел из национальных республик, он одновременно начался в Бурятии, Якутии, Татарстане. Юрий объясняет это так: другие регионы, которые не имеют национальных особенностей, в большей степени ментально и информационно подчинены федеральному центру, который трактует, что кино есть в Москве и то не очень, а там, за МКАД,  и быть ничего не может. В национальных республиках отношение другое к своему региону: у них есть своя столица, другая, кроме Москвы, свой президент, свои музыкальные и телевизионные звезды. Поэтому только в национальных республиках люди смогли достичь той степени ментальной свободы, чтобы сказать «А мы снимем фильм, покажем в кинотеатрах, все придут, всем понравится».

Над ними посмеивались, что далеко ходить, и я веселился над своими друзьями из Бурятии, которые в 2008 году стали снимать первую бурятскую комедию «Чайник». Парни предложили сотрудничать, а я отшутился и отказался. Каково же было мое удивление, когда «Чайник» просто взорвал республиканский кинопрокат. Я начал задумываться о том, а не имеет ли эта деятельность смысл. Следующим шагом был «На Байкал», который в 2011 году мы уже согласились поддержать, прокатить его в Иркутской области, и по результатам этого проката стало совершенно очевидно, что явлению такому быть. Кстати говоря, в этом смысле в буме иркутского кино огромную роль сыграла Бурятия, потому что она показала нам, что это возможно. А мы так близко находимся, что стали первыми, кто успел это понять, схватить и перенести на верстак, для того, чтобы делать свои фильмы.

Что касается ненациональных регионов России, там дела обстоят совсем по-разному, далеко не везде они красочны. Известно, что иркутский опыт стал заразительным и в чем-то примерным и что стратегические сессии в ближайшее время пройдут в Калининградской, Ярославской области. Иркутск немного всех опередил, и региональный Союз намерен удерживать пальму первенства. Хотя, чем дальше, тем сложнее это будет. В Красноярске в этом году состоялась премьера полнометражного игрового местного фильма «Дороги». Наш опыт тоже хорошо транслируется на запад Сибири. В декабре иркутян с «Похабовском» пригласили в Томск и попросили поделиться технологией создания регионального кино и киносообщества.

Мы готовы делиться опытом и уверены, что наш регион не сможет подняться в одиночку. Пока кино только в Москве, оно в Москве и будет. Но когда вырастет Красноярск, вырастет Новосибирск, новый рывок совершит Бурятия, Забайкалье, и нам задышится легче, потому что появятся коллеги, на плечо которых можно опереться, появятся у кинотеатров этот уникальный опыт проката местного кино… Нам с «Похабовском» было очень трудно выходить в регионах, с которыми мы не работали раньше, потому что кинотеатры говорили «Как местное кино? Да вы шутите! Ну нет такого, и ничего вы не покажете, и никто не придет». Тем не менее, мы вышли в 23 городах, везде прокат прошел блестяще, и эти города, и эти кинотеатральные сети уже понимают, что с региональными кинематографистами имеет смысл разговаривать. Чем больше будет хорошего местного кино в России, тем быстрее это явление совершит то, о чем говорит Олег Валентинович Иванов из Союза кинематографистов: кино региональное начнет наступать на пятки кино федеральному, а звезд регионального кино начнут одного за другим выдергивать в большую федеральную машину кинопроизводства, понимая, что человек из народа – потенциальный новый Шукшин. Нам кажется, что стране нужны новые Шукшины и Гайдаи, - пояснил Юрий Яшников.

На резонный вопрос о том, что Сибирь продолжит быть кузницей кадров для столицы (мы ей “отдали” уже как минимум трех режиссеров - Иван Вырыпаев, Наталья Меркулова и Анна Матисон), Юрий отвечает философски: “Отдали и продолжим отдавать. Надо смотреть правде в глаза. Когда меня спрашивают «А вы не боитесь – сейчас у вас сформировалось сообщество, проходят мастер-классы, и это приведет к тому, что чей-то уровень упрется головой в региональный потолок, и человек примет решение отсюда уехать?» Мы отвечаем, что будем просто счастливы, потому что это неизбежно приведет к созданию иркутской диаспоры в федеральной системе кинопроизводства. А это значит, есть к кому обратиться за советом, есть кого пригласить с мастер-классом или в жюри регионального фестиваля. И эта нить будет  дальше виться. Человек уехавший в Москву, однажды задумается, что ему нужен какой-то специалист, и он его поблизости в столице не видит, но точно знает, что в Иркутске есть профессионал, который может эту нишу закрыть. Таким образом, количество приглашений увеличится, и мы трактуем это как исключительно положительное явление”.

  • Оператор Евгений Хензыхенов за работой

  • Юрий Яшников и Александр Баширов (актер "Похабовска")

  • Александр Демидов и Юрий Яшников на премьере "Похабовска"

  • Юрий Яшников открывает киноклуб "Кино в Тренде"

  • Иркутские кинематографисты на открытии проекта "Кино в Тренде"

  • Открытие киноклуба "Кино в Тренде"

ЛЮДЯМ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:


Выставки, посвященные ресторанному бизнесу, проводятся по всему миру. Например, 21-23 мая выставка-конференция барной, ресторанной и кофейной индустрии будет проходить в Беларуси в Минске.
2024-05-08-00-57-32
Ранее было известно, что Минкультуры отказывается выдать кинокартине прокатное удостоверение.

 
ПРОСТО ХИХИКС
Статьи про животных
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2024-05-15-01-01-17
Врач-диетолог и нутрициолог Анжелика Дюваль рассказала, какие виды орехов являются самыми полезными для организма, а также раскрыла суточную норму их употребления.
2024-05-14-01-05-39
Начало мая текущего года в европейской части России стало самым холодным за всю историю наблюдений.
2024-05-14-01-02-50
Поднять самооценку человек может себе сам. Советы, как это сделать, дала психолог Светлана Ходаревская
2024-05-13-01-07-40
При выборе соков в магазинах необходимо внимательно читать этикетку, потому что многие из этих питьевых продуктов на самом деле являются подслащенными напитками.
2024-05-08-12-32-46
Ученые из Японии изобрели лекарство для людей, у которых по каким-либо причинам отсутствуют постоянные зубы. Причиной этому могут быть как врожденные дефекты, так и эрозия или кариес.
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске